Метапредметные результаты обучения

Универсальные учебные действия

 

Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности:

—  удерживать цель деятельности до получения её результата;    

 планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);      

— оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);    

 корректировать  деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

 анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

 

Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно – оценочной деятельности:

— осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

 оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

 — анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру усвоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

  — оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

 

Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:

 — различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

 — выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

— анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

 — воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

 — проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

— применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

— презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

 

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции:

— сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различие объектов;

— выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

 — классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

— приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

— устанавливать причинно – следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

— выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

 

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:

— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента;

— выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

— выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

— преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

— моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учётом их специфики (природный, математический, художественный и др.);

— исследовать собственные нестандартные способы решения;

— преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом:

— воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения;

— сравнивать разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;

— анализировать и исправлять  деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;

— составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:

— оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

— различать особенности диалогической и монологической речи;

— описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

— характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определённому классу (виду);

— характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации), приводить доказательства истинности проведённой классификации;

— выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

— составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

— писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.

 

Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям:

— идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

— проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

— проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

— различать основные нравственно-этические понятия;

— соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

— анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;

— оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

— мотивировать свои действия; выражать готовность  в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявлять  в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимание, помощь и др.

 

Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности:

— воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся;

— выражать  положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

— оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

— применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.