Классификации образовательных программ дополнительного образования детей

Образовательная программа учебной группы или детского коллектива – это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности.

Образовательная программа содержит условия, методы и технологии достижения целей, а также предполагаемый конечный результат. Она также раскрывает структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.

В образовательных учреждениях действуют следующие программы:

  • типовая (примерная) программа – утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.
  • модифицированная (адаптированная) программа. В её основу положена примерная (типовая программа), которая изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся на отчетных концертах, выставках, соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д. При этом педагоги не отказываются и от количественных показателей знаний, умений и навыков.
  • экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. Она может предполагать изменения в содержании и методах обучения. На работу по экспериментальной программе должно быть разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения. После этого она обязательно проходит апробацию. В случае выявления новизны предложений автора экспериментальная программа может претендовать на статус авторской. Обязательное условие отнесения образовательной программы к разряду авторских – её новизна. Она должна быть полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежать ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, эта программа предполагает:

— преподавание нового учебного курса (предмета);

— реализацию собственного подхода педагога к традиционным темам.

  • авторская программа требует документального доказательства новизны и принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.

 

По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программы различают (Л.Г. Логинова):

  • комплексная программа. Представляет собой определенное соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности, процессов в единое целое.

К таким программам относятся:

  1. Программы профильных школ системы дополнительного образования (художественных, спортивных, музыкальных) либо групп развития дошкольников. Эти программы с многоступенчатым обучением и набором разных предметов, форм организации деятельности, педагогических технологий, методик.
  2. Программы детских объединений с разноуровневой подготовкой к какой-то деятельности или профессии.
  3. Программы творческих групп педагогов, объединённых одной задачей, общей концепцией, единым подходом к содержанию, организации, результатом педагогической деятельности, но работающим по разным образовательным направлениям.
  • Интегрированная – программа, объединяющая, восстанавливающая целостность на основе того или иного единства.

Элементами интегрированной программы являются конкретные предметные программы дополнительного образования детей или определенные школьные учебные курсы. Коллектив педагогов, работающих по такой программе, объединен не только общей концепцией, но и общей педагогической технологией; например, организацией учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Системная программа – всегда интегрирующая, объединяющая отдельные части в нечто целое. В качестве связующих звеньев между её элементами могут выступать:

— общее направление организации образовательного процесса в группах (например, организация учебно-исследовательской деятельности);

— общие мероприятия для учащихся разных групп: конференции, экспедиции, культурно-массовые мероприятия, экскурсии и др.

  • Модульная — это программа по способу организации своего содержания составленная из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.
  • Сквозная программа базируется и соизмеряет материал по направлениям, входящим в неё, с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, физического состояния и т.п.

 

По цели обучения программы различают (Л.Г.Логинова):

— познавательные программы дают углубленные знания по изучаемой дисциплине, развивают интеллектуальные способности, ориентированы на мотивацию  познавательной деятельности детей, расширяют кругозор. Подразделяются на продуктивные, репродуктивные, творческие, поисковые;

— программы научно-исследовательской ориентации. Целью данных программ является раскрытие и последующее развитие творческих способностей учащихся к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою авторскую идею;

— программы социальной адаптации. Их цель – освоение детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработка ценностных ориентаций;

— профессиональноприкладные программы дают определенные навыки и умения в актуальной на сегодняшний день области практической деятельности, формируют специалиста, владеющего профессиональными знаниями, умениями и навыками.

— спортивнооздоровительные программы пропагандируют и помогают осуществлять здоровый образ жизни, развитие системы профилактики и коррекции здоровья;

— программы, развивающие художественную одаренность, направлены на выявление, сохранение и развитие одаренности;

— досуговые программы наполняют активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием свободное время личности.

По признаку «общее — профессиональное» различают программы (Г.Н.Попова):

— общеразвивающие программы дополнительного образования, направленные, прежде всего, на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социального опыта. Здесь предполагается удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в конкретной образовательной области, обогащение навыками общения и совместной деятельности в освоении программы. Программ этого вида нацелены на создание базовых стандартов образованности.

Специализированные программы, направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности.  Эти программы направлены на развитие компетентности в отдельной области, формирование навыков на уровне практического применения.

Профессионально-ориентированные программы, позволяющие детям познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства.  Эти программы предусматривают достижение высоких показателей образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать пути их решения.