Виды методической продукции

Информационно-методический справочник — сборник вопросов и ответов по содержанию конкретной работы и ее организации.

Бюллетень — регулярно публикуемые краткие официальные материалы о новостях в деятельности учреждения, преподносимых в качестве должностной информации.

Инструктивно-методическое письмо — указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа; например, инструктивно-методическое письмо к положению о конкурсе, мероприятии.

Памятка — краткие, наиболее важные сведения о сути и порядке осуществления какого-либо дела.

Инструкция — пошаговая последовательность действий, операций; например, при описании условий дидактических игр.

Методическая записка — пояснения к последующим методическим материалам, изложенным более сжато: планам, графикам, таблицам.

Методические рекомендации — вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций — пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе — мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике.

Методическая разработка — это логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами.

Методическое пособие — комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса либо направления ДОД. Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой.

Тематическая папка объединяет:

  • нормативные документы, определяющие деятельность в данном конкретном направлении;
  • методические рекомендации;
  • разработки конкретных дел, сценарии;
  • материалы из опыта работы;
  • библиографию;
  • дидактический материал.

 Тематическая подборка материала — подбор текстового и наглядно-иллюстративного материала по определенной теме (например, подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков, художественных иллюстраций, слайдов, видеоклипов и др.).

 Инструктивно-методический плакат — плакат-схема, включающий в определенном сочетании текст, рисунки, схематические изображения.

 Требования к оформлению методической продукции

Представляемая педагогом, методистом методическая продукция должна включать:

  • титульный лист (по аналогии с титульным листом образовательной программы);
  • сведения об авторе (авторах): должность, квалификационная категория, почетное звание (ученая степень), контактный телефон;
  • краткую аннотацию;
  • пояснительную записку;
  • содержание;
  • список рекомендуемой литературы;
  • приложения (при необходимости).

 Рекомендуемая литература

  1. Виды методической продукции. Справочник. — Ярославль: Областной центр работы с детьми и юношеством, 1995.
  2. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник / Автор-составитель Д. Е. Яковлев. — М: АРКТИ, 2002.
  3. Профессионализм методиста, или один в пяти лицах: Методическое пособие / Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова и др. — М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002.
  4. Словарь-справочник в дополнительном образовании детей / Сост. Л. Н. Буйлова, И. А. Дрогов и др. — М: ЦРСДОД, 2002.